Как хорошо уметь читать

Речь сегодня снова пойдет о вождении, и снова о вождении мотоцикла.
Другой тип техники я водить попросту не умею, да и на мотоцикле передвигаюсь весьма сомнительно, но мотоциклом у нас по крайне мере неплохо выходит)
С чего начать?
С понимания. Понимания того, как работать с геометрией мотоцикла. У нас есть 2 подвески и рама. Если раму изменять во время движения никак нельзя, то с подвеской все намного интереснее. И так чем короче базамотоцикла,а тем лучше мотоцикл поворачивает, чем длиннее база мотоцикла, тем мотоцикл стабильнее. От этого нам и нужно плясать. Понимание этого открывает немыслимое количество дверей. Перейдем к примерам.
Попробуйте разгоняясь прямо заставить движением руля наклониться мотоцикл. Он наклонится, но совсем неохотно, он будет делать это очень медленно. Причина тому разгруженная передняя подвеска трубы вилки уходят вниз, база мотоцикла становится длиннее. Длина-стабильность. Поворот- нестабильность. Мотоцикл будет неохотно реагировать на движение рулем, а теперь попробуйте сделать ровно то же самое под сброс газа, и мотоцикл нырнет втрое острее. А теперь добавим сброс передачи вниз и мотоцикл просто упадет в поворот. Закрытие газа обеспечит перенос веса вперед , дополнительный вес сожмет вилку и обеспечит нам короткую базу, а с ней и максимально возможную поворачиваемость. Короткая база-поворачивоемость. Зная эту простую вещь, можно в корне изменить все ваше вождение. Теперь вам надо решить, где вам нужна поворачиваемость, а где стабильность? Исходя из этого выстраивать свою работу с геометрией.

Второе над чем нам следует работать это над зацепом, зацепом покрышек. Чем больше веса приходится на покрышку, тем сильнее она продавлена. Чем сильнее она продавлена, тем больше зацепа покрышка вам дает. Передний тормоз грузит переднюю шину, газ грузит заднюю шину. Теперь рассмотрим пилота в системе человек мотоцикл. Ваше тело весит 70 кг, это треть от общего веса 600 кубового спортбайка. Добавьте свой вес к весу байка при загрузке колес и вы сможете еще сильнее продавить покрышку, а значит обеспечить максимальный зацеп. Зацепа много не бывает) Простой тому пример торможение. Обратите внимание как пилоты на прямых руках нависают над передней частью. Посмотрите, в момент торможения, его руки находятся в одной линии с вилкой. Что он делает? Он добавляет свой весу к весу мотоцикла в нужной его части, в передней, в данный момент времени. И пока пилот не окончил торможение, он находится спереди. Вы думает я предлагаю вам давить на руль? Да это так. Нет ничего плохого в давлении на руль во время торможения. Все проблемы начинаются если не перестать давить его с окончанием торможения…

Третье это сила инерции. С ней ведь тоже можно работать. Вам кажется что она вам мешает, но это не так. Сделайте эту силу своим другом. И она в каждом повороте начнет помогать вам. Вы подходите к повороту, начинаете наклоняться, но инерция великая сила, если вы будете наклоняться слишком быстро вы по инерции на обоих колесах проскользите прямо. Плохо скажете вы? Совсем нет. А что если мы начнем укладываться не с края, а из середины трассы но очень быстро, а потом по инерции просто прямо заскользим в нужную траекторию. Нереально? Очень даже реально, но сложно. Давайте возьмем пример попроще, более гражданский… Сила трения, создающая центростремительное ускорение, имеет момент относительно центра тяжести, стремящийся опрокинуть мотоцикл. Выходим из левого поворота и надо попасть сразу в правый.

Нужно открыться и переложиться, перекладываясь успеть закрыться. Не много ли движений? Давайте используем момент от силы трения. Эта сила стремится в левом наклоне опрокинуть нас направо. Но ей чего-то не хватает, чего же? Простая физика ей не хватает первоначального импульса, любую уравновешенную систему можно вывести из равновесного состояния только приложив другую силу. Этой другой силой станет передний тормоз. В левом наклоне утыкаем передний тормоз (мгновенно увеличиваем силу трения) и контррулим для перекладки направо, и опрокидывающий момент перебросит вас справа на лево, за секунды, в одно движение. Это настолько легко. И инерция больше нам не мешает инерция теперь нам помогает. И это прекрасно. Вам больше не надо прикладывать диких сил к рулю, вам просто надо использовать имеющиеся внешние силы.

Встречный поток воздуха, с ним тоже нужно работать. Тут в действие вступают силы аэродинамики, чем больше лобовое сопротивление, тем больше объект замедляется. Чем сопротивление меньше, тем быстрее объект разгоняется. Чем эти знания могут нам помочь? До много чем на прямых мы ускоряемся в конце прямых мы тормозим. Весь прямой участок мы должны не мешать мотоциклу разгоняться, а в конце прямой помочь замедляться. Как это сделать? Упаковавываться. Пакуемся за ветровик на каждой прямой. Отсаживаемся максимально назад (упираясь в пассажирское сидение) голову ставим подбородком на бак, локти упираем в колени. Так у нас минимальное лобовое сопротивление. Раскройся. Раскрываемся в момент начала торможения, поток воздуха поможет нам замедлиться.

Для того чтобы научиться работать со всеми этими силами уйдет время, возможно много времени. Но когда у вас получится, вы перестанете напрягаться за рулем. Все будет легко и просто и начнет происходить само собой. У вас вождение начнет отнимать меньше сил. Разве не этого мы хотим? Мы хотим тратить меньше сил чтобы их хватило на все 25 кругов не так ли?
Наверное я соврал вам, сказав, что с этого надо начать. Начать надо с других вещей. Посадки, ускорения, торможения. Но я каждый раз об этом говорю, каждый кто хотел услышать услышал, кто не хотел тому и не нужно.
ПС. Не забываем о плавности, все должно происходить плавно, но быстро. Перенос веса, загрузка колес, работа с геометрией и силами, все требует скорости и плавности. Стоит подержать тормоз подольше и момента от силы трения уже не хватит, чтобы сделать энергичную перекладку. Стоит придавить тормоз резко и вы потеряете переднее колесо не успев нагрузить его. Когда у вас все плавно, то все славно.